Статьи

Влияние кризиса на рынок продукции XPS

Последствия всеобщего финансового кризиса коснулись также всех отраслей полимерной промышленности. Многие стабильно развивающиеся сегменты обладают на данное время определенным запасом прочности. Но также имеются рынки, где исчерпан запас прочности игроков.

Конкретно, это касается рынка экструдированного пенополистирола, 70% объема которого нынче занимает два игрока – «ТехноНиколь» (ТН) и «ПЕНОПЛЭКС» (ПП). Как думают эксперты отрасли, все трудности достанутся именно этим игрокам.

Суть в том, что сделаны существенные «ставки» на XPS этими двумя крупнейшими на рынке компаниями. Были сооружены мощные площадки производства с приобретением дорогого экструзионного оборудования фирмы Bersdorff (ПП-4, ТН-5), налажены масштабные сети сбыта и программы по продвижению готовой продукции на рынке (особенно «Пеноплэксом», являющимся пионером этого рынка) и прошедшие «XPS войны», на которые участники потратили немало вложений.

Кроме того, отнюдь не положительно сказалась на рынке XPS сбытовая/ценовая политика лидеров, которые делают ставки на большие партии производимых продаж, естественно, по низким ценам. В конкурентной борьбе за крупных потребителей XPS цена на эту продукцию упала до уровня наименьшей рентабельности – к концу 2008 года она составляла 3 тысячи рублей за один кубометр.

Далее рассмотрим влияние кризиса на рынок продукции XPS и на игроков этого рынка.

Застройщики и их строительные объекты.

Влияние мирового финансового кризиса почувствовал и строительный рынок России. А главным потребителем изоляционных XPS-материалов является строительная отрасль. Как сетуют компании-поставщики XPS, с традиционным зимним снижением продаж, реализация продукции уменьшилась еще из-за влияния кризиса. Девелоперы стараются расплатиться по старым долгам, чем строить дальнейшие планы на будущее. Более того, из-за возникших проблем с кредитами останавливаются многие стройки, когда не стоит даже говорить о дальнейших перспективах.

Особенно очевидно это торможение на «стройках века», которые затеяли гиганты строительной индустрии. Например, компания Mirax Group не думает о начале строительства и приобретении новых площадок, а у «Системы-Галс» в плане распродажа четвертой части девелоперского портфеля, компания «Интеко» же намерена ревезировать свои проекты…

Как констатируют участники XPS-рынка, кризис в большей степени коснулся сферы коммерческой недвижимости, в то время, как «в спальных районах жизнь продолжается»…

Из всего этого следует, что в таких условиях поставщикам XPS невыгодно ориентироваться на крупные стройки. Это, скорей всего, касается лидеров рынка XPS – «ТехноНиколь» и «ПЕНОПЛЭКС», которые в погоне за крупными потребителями предельно снижали стоимость своей продукции. А мелкие производители в такой ситуации не имели никакого веса. Как показывают данные игроков, у «ТехноНиколь» цены на XPS для потребителей продукции от 2000 кубометров колеблется около 2900 рублей за кубометр, когда у других поставщиков она находится сегодня в пределах от 3200 до 3700 рублей.

Конечно, в обычных условиях экономики и постоянной загруженности производственных мощностей это было бы явным конкурентным преимуществом для крупного производителя. Но в состоянии кризиса ситуация выглядит иначе. В этом случае игрок рискует неполной загрузкой мощностей, что может привести к убыткам. Ситуация может осложниться еще несвоевременными платежами потребителя и перебоями с сырьевым обеспечением…

Сырьевая эффективность

Вышеупомянутое сырьевое обеспечение – это важный фактор в рыночных отношениях. Кризис коснулся и этого фактора.

Для многих отечественных производителей XPS источником сырья – полистирола общего назначения – является открытый рынок. Основной внутренний поставщик полистирола – это «Европластик», который продает нижнекамскую продукцию. Сырье с площадок Салавата и Горловки (Украина) могут «вспенить» только два игрока, одним из которых является «ТехноНиколь» (продукт Техноплекс). Кроме этого, некоторая часть сырья импортируется (Китай, Европа, Корея).

Какой же сегодняшний расклад на рынке полистирола?

В середине 2008 года «Нижнекамскнефтехимом» была запущена III линия производства полистирола общего назначения и ударопрочного полистирола. Этим пуском была достигнута общая производственная мощность до 185 000 тонн продукции в год, что позволила стать безоговорочным лидером рынка. Но, по сведениям участников рынка, на сегодняшний день не все мощности полностью загружены, и предприятие имеет проблему сбыта.

Российский рынок полистирола в настоящее время составляет 150 000 тонн. Большая часть этого объема (до 85%) идет на производство экструдированных пенополистирольных плит (XPS), рынок которого динамично растет(30% в год).

Хотя и не считается наилучшим сырьем, в настоящее время нижнекамским полистиролом пользуются многие отечественные производители XPS. Причем, за последнее время стоимость на него упала до 8000 рублей за тонну. На «Нижнекамскнефтехиме» это явление объясняют влиянием мирового кризиса, могут быть и другие причины, ведь не зря «НКНХ» летом 2008 года обращался к правительству с прошением увеличения ввозной пошлины на ПС до 20%. Но как бы то ни было, цена на сырье снизилась, что явилось ложкой меда для современного рынка.

Компания «ТехноНиколь», один из лидирующих производителей XPS, оборудована дорогостоящим экструзионным оборудованием (Bersdorff), которое рассчитано на европейский полистирол. Поэтому при сырьевом обеспечении возникают некоторые проблемы. В итоге, полистирол получают от разных производителей, и поэтому приходится вносить технологические поправки в рецептуру. Естественно, более мелким производителям проще обеспечить беспрерывный сырьевой поток. Более того, приближающийся кризис осложняет ситуацию – уменьшается мировой выпуск полистирола, а Европа закрывает некоторые производства.

Вроде бы, в сложившихся обстоятельствах самый крупный производитель XPS – компания «ПЕНОПЛЭКС», у которого имеется собственное производство полистирола («Стайровит») не должен иметь никаких проблем в плане обеспечения сырьем. Но на самом деле «Стайровит» является «дамокловым мечом» для «ПЕНОПЛЭКСА».

По данным игроков рынка, в настоящее время «ПЕНОПЛЭКС» претерпевает до 40% спад производства XPS. Наблюдаются периодические простои и неполная загруженность четырех заводов компании. Причиной называют высокую стоимость сырьевой продукции из г.Кириши, которая по качеству ценится выше нижнекамского сырья.

Проблема заключается в том, что у «Стайровита» нет своего мономера – стирола и он закупает его на открытом рынке. В кризисное время наблюдается «снижение маржи», когда полупродукты имеют высокую цену, а стоимость полимеров снижается, таким образом, «неполная цепочка» является почти что основным негативным фактором в деятельности компании.

Следовательно, мощности «ПЕНОПЛЭКСА», технология которых ориентирована на сырьевой полистирол из г.Кириши, могут простаивать даже при резком возрастании спроса на экструзионный пенополистирол.

Долговая нагрузка

Два основных игрока рынка XPS – ПП и ТН, надеясь на «глобальную российскую экспансию», глубоко ввязли в мировой кредитно-финансовой системе. Чтобы реализовать свои широкомасштабные проекты, они пользовались заемными средствами – кредитами и облигациями. Это является большим риском в кризисных условиях.

Теперь у лидеров рынка высокая долговая нагрузка. Например, общая сумма кредитного портфеля «ТехноНиколя» достигает 400 миллионов долларов. Как раз, последний из займов, объемом 1,5 миллиардов рублей, был пущен непосредственно на развитие экструзионного производства.

Как считают участники рынка, наличие такой долговой нагрузки является лишним «тормозом» в кризисный период. Если учесть тенденции рынка, то в этом случае вряд ли можно окупить масштабные проекты, ведь займы надо вернуть.

«ТехноНиколь» торгует своими акциями на бирже. Нынче тысячерублевую акцию компании можно приобрести за 465 рублей. Определенно не скажешь, является ли это эффективным и перспективным для компании, или нет. Но ясно одно: у мелких производителей, которые не воспользовались кредитными средствами и не имеют крупномасштабных производств, гораздо лучшее положение.

Как высказываются представители мелких компаний, кризис серьезной угрозы для их бизнеса не представляет, хотя и сократятся продажи, но они все-таки будут. А под негативным влиянием кризиса подразумевают свои упущенные возможности. Кроме этого, некоторые из них планируют завладеть частью рынка у лидеров XPS (как говорят, успешно).

Новые отрасли

В сложившихся условиях, лучшим выходом для игроков является перемещение внимания на обеспечение XPS-продукцией новых «нетрадиционных» отраслей, таких, как строительство дорог, изоляция промышленных сооружений и трубопроводов и т.д. Причем, строительство дорог, которое полностью находится на попечении государства, не допускает влияния факторов рынка.

В этом отношении есть интересный опыт работы компании Теплекс.

Осуществляя приоритетный проект «Теплекс в дорожном строительстве», эта компания наряду с Главным управлением дорожного и транспортного хозяйства Нижегородской области произвела поставки экструдированного пенополистирола, чтобы устроить дорожные одежды экспериментального участка дороги, который расположен на северо-западе области.

Дорожная одежда

Конструкция одежды для дорог на этом участке трассы должна соответствовать современным качественным показателям и иметь небольшую толщину слоя. Показатели экструдированного пенополистирола Теплекс идеально соответствуют этим требованиям. Кроме того, с использованием данного материала гарантируется надежная защита дорожного полотна от разрушающего воздействия морозного пучения грунта, которое характерно для почвы в этом районе Нижегородской области.

Под кураторством Дубины С.И., который является профессором МАДИ и членом Российского и Международного общества механики грунтов, фундаментостроения и геотехники, был проложен дорожный участок с дальнейшим регулярным исследованием его состояния. По итогам этого мониторинга профессором готовится рекомендательная научная статья по использованию экструдированного пенополистирола Теплекс в конструкциях дорожных покрытий.

Применение XPS в конструкциях для сборки быстровозводимых строений

Как сообщает управление по экономическому развитию Абинского района Краснодарского края, в 2009 г. ООО «Строительство XXI» планируется ввод в эксплуатацию двух заводов по производству стройматериалов.

В первой половине 2009 года предусмотрено открытие завода Термотехнологии по выпуску конструкций для сборки быстровозводимых зданий. Предприятие планирует ежегодный выпуск 200 тысяч квадратных метров плит на основе металлического и пенополистирольного сырья. Стартовая стоимость проекта составляет 1,12 миллиардов рублей.

Как заявляют представители администрации, пока инвестор занимается монтажом металлического каркаса в основном цехе, приобрели и завезли производственное оборудование.

Итак, если грамотно использовать уникальные технические характеристики XPS, то вполне существенно расширяется область применения этого современного материала. Переход на применение этого материала способствует значительному снижению себестоимости строительства. Естественно, потребуется некоторое старание для продвижения этого материала и убеждения потенциальных клиентов в эффективности и выгоде его применения. А приближающийся кризис может стать толчком для начала «новой эры» XPS – расширения области применения материала и создания нового рынка.