Статьи

Исследование российского рынка теплоизоляционных материалов.

Маркетинговым агентством DISCOVERY Research Group в 2007 году было проведено исследование рынка теплоизоляционных материалов России.

Как стало известно, Россия потребляет около 4% всех материалов теплоизоляции от общего мирового объема потребления. Как оценивают эксперты, мировой рынок теплоизоляции составляет 20-25 миллиардов USD, и ожидается его удвоение в ближайшее десятилетие, так как использование теплоизоляции в строительных работах станет обязательным. Если же взять Россию, то уровень потребности в теплоизоляции во всех сферах хозяйства страны возрастет к 2010 году до 55 млн. кубометров, из них около 20 млн. кубометров займет доля жилищного строительства.

Объем отечественного рынка утеплителей составляет 17 миллионов кубометров. Структура теплоизоляционного производства России похожа на структуру экономически развитых стран, в которых волокнистым утеплителям отводится от 60 до 80% от всего выпуска материалов теплоизоляции. Как считают эксперты, шариковый пенопласт составляет 30%. Оставшуюся часть рынка поделили минеральные ваты: стекловата занимает 30%, а каменной вате остается 40%. Как прогнозируют, объем каменной ваты с каждым годом будет расти на 3-5% из-за сокращения доли стекловолокна и пенопластовых материалов. Самым актуальным материалом на сегодня является экструдированный пенополистирол, с ежегодным ростом потенциала на 25-30%. Хотя 2006 год отмечался замедлением темпов роста, отечественный рынок теплоизоляции относится к числу самых быстро развивающихся рынков Европы. Повсеместный рост строительства, увеличение объемов ремонтных и отделочных работ, являются важным основанием для востребования качественных теплоизоляционных материалов на отечественном строительном рынке.

Повышенное востребование современных видов теплоизоляции в России способствует успешной реализации продукции ведущих зарубежных компаний. По мнению экспертов, 70% российского теплоизоляционного рынка отводится европейским производителям. Крупнейшие представители на нашем рынке теплоизоляции – это URSA, Rockwool, Saint-Gobain. По оценкам специалистов, к концу 2006 года зарубежные производители на нашем рынке занимали следующие позиции: самую большую часть рынка – 30% - занимала компания URSA Евразия, следующие 25% были у Rockwool International, а доля Saint-Gobain Isover составляла15%. Таким образом, в течение двух лет отечественные производители, в общем, потеряли 20% рынка.

Крупные заказчики, которые потребляют значительную часть утепляющей продукции строительного рынка, часто отдают предпочтение качественной зарубежной продукции, чем теплоизоляции отечественного производства. Чтобы повысить качество отечественных утеплителей, нужна модернизация производства, потратив на современную линию около 15 миллионов рублей. В последнее время некоторые наши компании занялись строительством и модернизацией заводов, производящих теплоизоляционные материалы, что должно привести к повышению качества их продукции. Мы надеемся, что совсем скоро это замедлит, а потом и остановит процесс потери рыночных объемов отечественными производителями, так как смогут вступить в конкуренцию с зарубежными компаниями. Более того, растут государственные инвестиции в сферу строительства: в первую очередь, госзаказы будут отдаваться именно российским производителям. В такой ситуации европейские компании начинают менять импорт и дистрибуцию на производство и дистрибуцию. Преимуществом такого перехода является снижение расходов на логистику и пошлины таможни, чем снижается конечная цена продукции и сокращаются сроки поставки потребителю. Как подсчитали специалисты, затраты по доставке и таможенному контролю повышают стоимость одного кубометра материала почти в два раза – от 5$ до 9$.

Российские производители надеются на перспективу роста рынка в связи с развитием производства, улучшением инвестиционного климата и увеличением строительных объемов.