Статьи

Применение плит ПЕНОПЛЭКСА в теплоизоляции дорог

В настоящее время прогресс человечества требует активного взаимодействия всех стран и континентов. Наиболее остро стоит проблема качества дорожных коммуникаций. Россия располагает крупной сетью железных и автомобильных дорог, обеспечивающих огромный грузовой поток во все концы. По всему миру решается проблема защиты дорожных покрытий от влияния окружающей среды. Самыми основными «вредителями» дорожного полотна являются промерзание грунта и вспучивание. Ухудшение дорожного покрытия при низких температурах возможно при взаимодействии нескольких факторов:

  • грунт полотна быстро поддается воздействию низких температур;
  • временные затопления грунта;
  • действие больших нагрузок на полотно;
  • рабочая температура ниже предела промерзания полотна.

Важнейшая проблема дня, которую решают профессионалы дорожного строительства – это как защитить покрытие дорог от морозного пучения. Решить такую проблему может помочь6е применение экструзионного пенополистирола ПЕНОПЛЭКС – нового высококачественного теплоизоляционного материала.

Механизм морозного пучения.

Механизм морозного пучения заключается в том, что в рыхлых грунтах в теплых условиях происходит накопления большого количества влаги. В зимние холода эта влага замерзает, образуя лед и увеличиваясь в объеме до 9%. Расширение промерзшего грунта идет в сторону наименьшего сопротивления – дорожного полотна. Пучение грунта может достигать 15 см, который зависит от глубины промерзания конкретной местности. В процессе пучения на дорогах появляются трещины, они увеличиваются в размерах и разрушают покрытие дороги.

В условиях города к процессу пучения дорожных магистралей добавляется еще неблагоприятное воздействие подземных инженерных коммуникаций. Они тоже влияют на водно-тепловые процессы грунтов. Применение в строительстве и реконструкции дорог плит ПЕНОПЛЕКС способствовало намного снизить деформацию пучения в процессе глубинного промерзания конструкций дорог.

Обеспечение надежной защиты.

При применении плит ПЕНОПЛЭКС в конструкции дорог создается термобарьер между дорожным покрытием и слоем грунта под ним. Термоизоляция пенополистирольным материалом обеспечивает зону плюсовых температур грунтам, не происходит промерзание грунтов и вызывания пучения.

Особенно актуально использование плит ПЕНОПЛЭКС в дорожном строительстве в районах вечной мерзлоты. Этот теплоизоляционный материал обеспечивает сохранение вечной мерзлоты, исключается просадка дорожного полотна. В чем причина такой защиты?

По своим качественным показателям термоизоляционные плиты ПЕНОПЛЭКС обладают очень низким водопоглощением. Такое свойство достигается самой структурой материала – экструзионный пенополистирол состоит из закрытых ячеек. Этот утеплитель является отличным материалом для удержания тепла. Коэффициент теплопроводности не меняется даже при повышении влажности. Высокопрочность теплоизоляционных плит ПЕНОПЛЭКС обеспечивает успешное строительство любых видов дорог,они не подвергаются механическому разрушению. Еще одно ценное качество этих плит – долговечность, которая позволяет в течение многих лет эффективно эксплуатировать их в составе конструкций дорожного полотна. Это основное отличие плит ПЕНОПЛЭКСА от обычного пенополистирола, последний при перепадах температуры и влажности начинает терять свои качества и разрушаться.

Преимущества использования плит ПЕНОПЛЭКС при дорожном строительстве.

Наверное, самым главным достоинством является применение этих плит в верхнем слое земляного полотна, не заменяя местные пучинистые грунты. При обычном строительстве и реконструкции дорог вначале производят выемку пучинистого грунта, очищают и засыпают опустевшее пространство инертным материалом. Такой процесс требует много времени и финансовых затрат. Использование утеплителя ПЕНОПЛЭКСА уменьшает трудоемкость работ, и, следовательно, сокращаются сроки дорожного строительства.

Дорожная конструкция при строительстве с применением ПЕНОПЛЭКСА получается более долговечной, так как исключается морозное пучение и разрушение дорожного полотна. Тем более, утепляющий слой является еще и разделительным слоем, обеспечивая равномерность действующей нагрузки.

Следовательно, создается длительная сохранность дорожного полотна и реже потребуется капитальный ремонт. Расчеты специалистов показали, что строительство дорог с использованием плит ПЕНОПЛЭКСА экономически намного эффективнее, чем традиционное строительство.

География объектов.

География успешного применения ПЕНОПЛЭКСА в дорожном строительстве очень широка. Примером защиты от неравномерного пучения могут служить соединительная автодорога между направлениями Москва-Киев и Калуга-Тула; автомобильная дорога Чита-Хабаровск «Амур»; Магистраль-2 «Крым» (участок Серпухов-Тула); Магистраль-4 «Дон» (участок возле г.Кашира) и т.д.

Примеры применения плит ПЕНОПЛЭКС для защиты земляного полотна от просадки в районах вечной мерзлоты можно привести тоже немало. Это федеральная дорога Сургут-Салехард, участок Пуровск-Ягенетта и участок автодороги Коротчаево-Пуровск (Ямало-Ненецкий АО). Такое же строительство автодороги было проведено в Якутии. Якутские представители власти проявили дальновидность, ведь нынешние затраты скоро окупятся. Зато республика обеспечена качественной автомобильной дорогой, которая прослужит не один десяток лет, не требуя ремонта.

Результаты исследований радуют.

В 2003 г. ФГУП «СОЮЗДОРНИИ» провело исследование на участках дорог, где проводилось строительство с использованием плит ПЕНОПЛЭКС, выявившее целесообразность применения такого утеплителя. Было отмечено отсутствие промерзания грунта под утепляющим слоем и не было сетки трещин, что говорит о прочности и несущей способности данной дорожной конструкции.

Сравнивая показатели различных строительных материалов, пришли к выводу, что 1 см термоизоляционных плит ПЕНОПЛЭКС в дорожной конструкции соответствует по теплозащитным свойствам 30 см песка.

Плиты ПЕНОПЛЭКС – будущее наших дорог.

С 1999 года объем примененных в дорожном строительстве плит составил около 380 тысяч кубических метров. Они применялись и в строительстве городских улиц, автомобильных дорог, аэродромов, кустовых площадок нефтегазодобывающих предприятий и т.д. С ростом строительства ежегодно растет и потребность в этом материале. На первом Киришском заводе каждый год растут объемы выпуска. В 2005 году открылся второй завод по производству плит ПЕНОПЛЭКСА в Перми, а в 2006 году компания открыла третье производство данных плит в городе Новосибирске. Зарубежом, где дороги славятся своим высоким качеством, уже давно практикуется использование экструзионного пенополистирола в строительстве дорог. Хочется надеяться, что появление этого материала на нашем строительном рынке даст толчок его широкому применению в дорожном строительстве и российские дороги тоже станут качественными и долговечными.