В настоящее время плиты ПЕНОПЛЕКС, как теплоизоляционный материал, имеют очень широкое применение:
- их используют в качестве теплоизоляционного слоя в пучинистых грунтах для уменьшения деформации от глубинного промерзания и морозного пучения;
- в зонах вечной мерзлоты применяют как заменитель повышенных насыпей, и в качестве теплоизоляции торфа, чтобы сохранить вечномерзлое состояние грунта в теле насыпи.
Для строительства и реконструкции дорог плиты ПЕНОПЛЭКС производятся с выборкой четверти по периметру и длиной 2,4 м.
Применение плит ПЕНОПЛЭКС в зонах морозного пучения дает хороший эффект из-за того, что:
- уменьшается объем строительных материалов, которые используются в строительстве дороги для обеспечения морозоустойчивости;
- можно воспользоваться верхней частью дорожного полотна без замены пучинистых грунтов;
- можно исключить периодические деформации морозного пучения, тем самым увеличить долговечность дорог;
- можно понизить рабочие отметки насыпей над уровнем грунтовых или поверхностных вод, а также над уровнем земли, которые в обычных условиях ограничиваются СНиПом;
- можно понизить расчетную влажность грунта, соответственно повысить расчетную прочность грунта дорожного полотна из-за снижения влагонакопления в ходе пучения;
- уменьшается толщина дренажного слоя из-за уменьшения поступления влаги;
- уменьшаются затраты на содержание и ремонт дороги.
Министерство транспорта России рассмотрело и одобрило к использованию с 01.01.2001 г. Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляции дорожной одежды из плит ПЕНОПЛЭКС, которые разработал Государственный научно-исследовательский институт ФГУП СОЮЗДОРНИИ. В этой Методичке для расчета требуемой толщины теплоизоляции рекомендуются две методики. Первая – это расчет по термическому сопротивлению конструкции дороги. Вторая – использование коэффициента влагопроводности грунтов. Обе методики входят в ОДН 218.046-01 «Проектирование нежестких дорожных одежд».
Использование утеплителя ПЕНОПЛЭКС в районах вечной мерзлоты может дать наилучший результат в виду того, что:
- уменьшается объем привозимых грунтов при строительстве дороги;
- обеспечивается возможность применять при сооружении земляного полотна грунты с любой степенью увлажнения в виде мерзлых комков;
- снижаются рабочие отметки насыпей, которые сооружаются в районах вечномерзлых грунтов, соответственно сокращаются объемы земляных работ и сроки сооружения дорог;
- повышается надежность и долговечность дорожной одежды;
- уменьшается ущерб, нанесенный природе при строительстве дорог.
Для районов с вечной мерзлотой Государственный дорожный научно-исследовательский институт ФГУП СОЮЗДОРНИИ рекомендует специальные расчеты и технологию применения в качестве теплоизолирующих слоев дорожных сооружений плит ПЕНОПЛЭКС.
ФГУП СОЮЗДОРНИИ разработала Технологическую карту по устройству теплоизоляционного слоя из пенополистирольных плит ПЕНОПЛЭКС.
Технологический процесс состоит:
- из планировки и уплотнения земляной насыпи согласно предусмотренным нормативам;
- из отсыпки и уплотнения выравнивающего слоя;
- ручной укладки термоизоляционных плит ПЕНОПЛЭКС, согласно схемам раскладки;
- фиксации крайних рядов металлическими штырями определенных размеров;
- равномерного распределения песка грейдером;
- уплотнения дорожного полотна спецсредствами.
После уплотнения полотна можно допускать движение строительного транспорта.
Легкость и удобство использования плит ПЕНОПЛЭКС позволяет высокую скорость при производстве работ. Так бригада из 3 человек укладывает за смену около 2500 кв. м в один слой, если в 2 слоя - то около 1300 кв.м. Начиная с 1999 г. в целях обеспечения морозоустойчивости автодорог страны используются теплоизоляционные плиты ПЕНОПЛЭКС.